В последнее время именно эта тема в контексте преподавания мне неимоверно актуальна.
Да, в самом начале «пути», как и позже, в неожиданные моменты, вроде каких-то спадов, кризисов, я боялась. Очень боялась. До сих пор помню предновогодний вечер, и я иду, иду к остановке, отработала пару с «испанцами», а мне-то всего 21 год. Иду, прижимаю к себе коробку «Рафаэлло». Успокоиться не могу от своего открытия. Первый раз в своей жизни я получила оценку своей работы за полугодие. Оценку учеников. Неимоверной важности урок мне в жизни. А ведь я боялась каждый день этого полугодия: «все не так», «о боже, я забыла слово «стул», » никому не интересно», «они меня ненавидят», «я слишком молодая». На том занятии я сообщила, что больше не буду вести у группы занятия. Ну извела я себя догадками! И вдруг вот эта коробка, и слова, которые станут первой опорой в моей жизни: «Наташа… не уходите!» «Почему?», «Наташа, а как вас найти?», и, самые важные: «Я знаю теперь, что в любом возрасте можно выучить язык». А я-то, эх, полгода боялась! Именно ведь в тот период я решила, что в преподавание — ни ногой. Ни-ни.
Что же, жизнь во Франции разбила планы, сделав меня учительницей испанского у двух маленьких француженок. А потом английского у пары школьников. И вернулась я в Россию с мыслью: «Как я мечтаю поделиться хоть с кем-то всем тем, что я узнала!».
Так вот, главное: преподаватель — он смелым должен быть. Обязан просто. Иначе мучение и ему, и студентам. Он — нервный и неуверенный, а отражает свои эмоции ученикам. Ведь смелость чуть ли не самое главное качество хорошего учителя. За честностью. Про честность ясно ведь всё: знаешь — делись, не знаешь — признавайся и совершай открытия «на месте» или позволь окружающим, что преферабельнее, как говорится, их совершить. Где там Larousse на полке-то? Хотя нет, про честность и ее «применение» можно много написать. Потом как-нибудь напишу. Смелость, значит. Смелость, допустим, нести то, что ты, человек, доросший до этого места, тобой занимаемого, считаешь нужным. И в той форме, что тебе кажется наиболее приемлемой и эффективной. Хочется использовать материал не по назначению — это знак! Прямо знак, что точно так будет полезно и интересно. Хочется взять несусветную, непредсказуемую ересь для того, чтобы на ее базе проработать некий sujet — отлично. Шишки набиваются, но не страшные совсем.
Мне вообще в последнюю пятилетку тяжело работалось в системе. Потому что я была с ней в параллели. А так-то надо мной и ЗАВы, и деканаты-ректораты. А я всё иду и всё по своей траектории, упрямо…
Да, возвращаясь к теме разговора скажу, что через много лет всё стало иначе. Если я хочу посреди пары показать наглядно, как забавно выглядит слово «борщ» во французском языке и как его характеризуют, показываю. И пусть этот урок — открытый. И пусть он вообще про la joie. Благо, если не в системе, то в жизни моя «политика» внедряется на «ура». Я учусь каждый день. Продолжаю. Расту!