Я давно не писала в блог. Поэтому, пожалуй, начну вот с чего: эта заметка — упражнение, чтобы вернуться к моим ценностям и стремлениям. Среди них, например, любознательность, гуманизм и доброжелательность.
Сейчас я читаю книгу психолога Альфи Кона о системах мотивации, наказании наградой и снова наблюдаю, как свои разрозненные размышления кто-то, как этот автор, сумел организовать в стройные фразы и написать книгу. У меня же в голове масса мнений и сомнений, тезисы, выводы… но организовать всё это, почему-то, пока не получается.
Как вы относитесь к школьным оценкам? Я — отрицательно и совсем не понимаю, как можно было бы уместить в 5 баллов весь анализ проделанной учеником работы. Я не могу согласиться, что желание получить хорошую (это какая именно?) оценку может служить внутренней мотивацией для приобретения знаний. Часто учеником движет как раз страх провала.
А ещё есть мнение, что без оценки «никак». А по-моему, жизнь изобилует инструментами, которые в руках хорошего педагога позволяют дать качественную обратную связь ученикам. Это сложнее, чем выставить балл. А чему мы хотим научить, если сами выбираем путь проще? Вообще скажу даже так: вопрос «чему я учу этими словами или действиями?» это самый частый вопрос, который я себе задаю.
Вот некоторые выдержки из книги Альфи Кона, которая называется «Наказание наградой» и в которой, что мне особенно нравится, приводятся результаты самых разных исследований, проведённых учеными в прошлом и текущем веках. Я сделала выборку из объяснений и примеров, которые мне показались логичными и иллюстрирующими главные идеи автора. Я думаю, что материала и так получилось много для одной статьи. Поэтому, если захочется вернуться к теме, я сделаю это в других публикациях. Итак, для размышления и анализа:
«Чтобы стимулировать школьников, мы раздаём им всевозможные наклейки, звездочки, сертификаты, награды, кубки, предлагаем членство в различных клубах и, главное, ставим оценки. И если отметки достаточно хороши, родители соглашаются купить велосипед, новый компьютер, то есть предлагают поощрение фактически за уже полученные награды.»
«Чтобы стимулировать детей «вести себя как следует» (то есть делать то, что мы считаем правильным), мы используем ту же теорию мотивации (а другой мы и не знаем) и точно так же размахиваем перед ними мешком с подарками.»
«Ни одно контролируемое исследование ни одного раза не выявило, что использование наград приводит к долгосрочному улучшению качества работы.»
«Поощрения не обеспечивают тех изменений, на которые мы рассчитываем, но я хочу обратить ваше внимание ещё и на следующую закономерность: чем активнее мы применяем их, тем больше они нам требуются в дальнейшем.»
«Те, кто не получает поощрений, на которые рассчитывали, переживают эту ситуацию точно так же, как если бы были наказаны.»
«Исследования середины 80-х годов четко показывают, что отзывчивые и обходительные преподаватели в высшей степени эффективно делают своё дело… [и опровергают] миф, что ученики учатся большему у холодно беспристрастных, суровых и отстранённых педагогов.»
«Желание использовать поощрение (или наказание) не просто унижает: такая практика представляет собой, по сути, не что иное, как стремление контролировать людей.»
«Чтобы объяснить учащемуся начальных классов, почему учительница требует тишины, нужно приложить немало сил и терпения. Чтобы помочь детям научиться контролировать собственное поведение, нужны талант и время. А вот чтобы сказать: «Сидите тихо, и за это вы получите…», не нужно ни смелости, ни размышлений, ни усилий, ни терпения, ни таланта, да и времени почти никакого.»
«Детское непослушание правильнее всего воспринимать как «возможность для развития», то есть проблему, требующую совместного решения, а не проступок, за которым должно последовать наказание. Такой подход помогает сформировать у ребёнка чувство ответственности.»
«Абсолютно разумная концепция личной ответственности превратилась в нашей культуре в боязнь вседозволенности.»
«Остаётся лишь поражаться нелепости зрелища, когда взрослые пылко рассуждают о том, что дети должны развить в себе «самодисциплину» и «отвечать за собственное поведение» и при этом постоянно отдают детям приказы.»
«Люди, которым предлагают поощрение, склонны выбирать более легкие задания, менее эффективно использовать доступную информацию для решения незнакомых задач и в целом действуют менее логично и стремятся дать хоть какой-нибудь ответ.»
«В своих исследованиях Э.Андерман и его коллеги установили, что когда учителя особо упирают на важность хороших отметок или высоких баллов за тесты, дети начинают меньше ценить чтение, а также более склонны мошенничать.»
«Из всех сценариев, в рамках которых нам приходится действовать ради получения награды, самыми деструктивными я считаю именно те, в которых число вознаграждений ограничено. […] Все в классе оказываются друг для друга препятствием на пути к успеху. А если система поощрений превращает одноклассников в соперников, то все вскоре начинают относиться друг к другу агрессивно, с подозрением, презрением или завистью.»
«Даже ребёнок и тот понимает, что системы поддержания дисциплины не предназначены культивировать в детях любознательность, креативность или сострадание; они сконструированы так, чтобы добиваться бездумного послушания, и логическое следствие этого — школьник, больше напоминающий неодушевлённый предмет, чем живого человека.»
«Исследования показывают, что, побуждая детей полностью сосредоточиться на работе над учебными задачами и не беспокоиться о том, как это у них получается, мы работаем на создание мотивационного паттерна, способствующего долговременному и доброкачественному вовлечению в процесс учёбы.»
«Родителю или педагогу, чтобы быть отзывчивым человеком, необходимо для начала быть именно человеком. Живой искренний человек иногда беспокоится, суетится, отвлекается или устаёт, может что-то сказать не подумав, а потом сожалеть о сказанном, живо интересуется мнением ребёнка, увлекается другими вещами, помимо своих родительских или учительских обязанностей, и совсем не против поговорить о них.»
Нам часто кажется невозможным то, что мы даже не пробовали. А в педагогике нельзя не быть смелым и трудолюбивым. Все это — труд и путь с множеством ошибок.